Дмитрий Маслов, к.э.н., коммерческий директор
"ИВА Консалтинг групп", член экспертной группы Европейского
фонда управления качеством по пересмотру модели EFQM -2006
Мировые премии в области качества давно вышли за рамки конкурсов.
Теперь они, прежде всего, модели совершенствования бизнеса на основе повсеместного
управления качеством – Total Quality Management.
К таким моделям с полным основанием можно отнести Европейскую премию качества
( European Quality Award).
Существует несколько основных премий качества мирового уровня. Так, японская
премия Деминга в Японии – это престижная награда за успешную разработку и применение
методов управления качеством в масштабах всей компании. Национальная премия
качества Малкольма Болдриджа в США – бизнес-модель, сформировавшая философию
современного мирового предпринимательства. Наряду с ними Европейская премия
качества – это образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под
эгидой Европейского фонда управления качеством.
📌 Реклама
Отключить
О премии
Европейская Премия Качества (ЕПК) – самая престижная европейская награда
за достижение совершенства в бизнесе. В 2004 году был проведен двенадцатый
по счету конкурс (премия вручается с 1992 года). Организации, участвующие в
конкурсе, ставят перед собой цель постоянно улучшать качество своей работы,
бизнес-процессов, системы управления.
Европейская премия качества находится на вершине пирамиды многочисленных
национальных и региональных премий европейских стран в области качества (например,
в России это Премии Правительства РФ в области качества). Соискатели ЕПК, как
правило, первоначально добиваются успеха в этих локальных конкурсах, а уже
затем включаются в борьбу за главную премию Европы в области качества.
Стоимость участия в конкурсе, включая затраты на прием экспертов для проведения
обследования на местах, варьируется от 3 тысяч евро для малых предприятий до
9-14 тысяч евро для некоммерческих организаций и крупного бизнеса.
📌 Реклама
Отключить
Три уровня качества
Организатором и учредителем премии является Европейский фонд управления качеством
( European Foundation for Quality Management , EFQM ) . Фонд представляет собой
партнерство более чем 750 различных европейских организаций, каждая из которых
стремится к повышению эффективности и достижению совершенства в бизнесе.
В конце 2001 года эксперты EFQM разработали систему признания достижений
организаций в области качества, не зависимо от их размера, оборота и сферы
деятельности – Уровни Совершенства ( Levels of Excellence ). Европейская
премия качества является высшей ступенью Уровней Совершенства EFQM .
Уровни Совершенства включают следующие ступени, начиная с наивысшей:
1) Европейская премия качества;
2) Признание совершенства;
3) Стремление к совершенству.
Рассмотрим специфику каждого уровня подробнее.
📌 Реклама
Отключить
Высший уровень
Европейская премия качества – это соревнование
организаций, стремящихся быть эталоном совершенствования бизнеса в Европе (и
в мире).
Участие в конкурсе требует подготовки отчета установленной формы объемом
до 75 страниц. Его оценивает группа из 4-8 экспертов, в которую входят топ-менеджеры
различных отраслей бизнеса из разных стран Европы.
Соискатели, получившие высокие предварительные оценки, принимают экспертов
для обследования на местах. Визит занимает до 7 дней, в течение которых организация
обязана предоставить экспертам возможность увидеть все этапы бизнес-процесса.
По результатам обследования на местах эксперты выставляют итоговые оценки
конкурсантам и определяют финалистов, призеров и победителей премии. Каждый
участник конкурса получает заключение независимых экспертов, которое призвано
помочь конкурсантам в их стремлении к совершенству. В этом документе эксперты
указывают сильные и слабые стороны организации, направления, где необходимо
провести первоочередные улучшения и рекомендации по их проведению.
📌 Реклама
Отключить
Эксперты Премии – это практикующие менеджеры или ученые с богатым опытом
исследований и оценки в области качества. Поэтому их экспертное заключение
представляет для компаний-участников ценную консультацию. Многие участвуют
в конкурсе именно ради ее получения.
Организации, достигшие статуса финалиста, уже могут гордиться своим результатом,
так как они приобретают статус эталонных (бенчмаркинговых) компаний, что позволяет
им войти в ряд ведущих организаций Европы.
Победители ЕПК определяются ежегодно в каждой из организационных категорий,
причем может быть несколько победителей в одной категории. Они не имеют право
участвовать в конкурсе в течение следующих пяти лет.
Организации, получившие Европейскую премию качества, считаются эталонными
и получают всеобщее признание используемых подходов и достигнутых результатов.
Помимо того, они получают право использовать логотип победителя ЕПК на бланках,
визитках, в любых рекламных материалах и т.д. Всеми этими преимуществами компании
могут пользоваться бессрочно, однако с течением времени, естественно, происходит
моральное старение статуса победителя.
📌 Реклама
Отключить
Другие уровни
Признание совершенства ( Recognized for Excellence
) – это уровень для организаций, имеющих опыт самооценки на базе модели EFQM
. Участники учатся систематизировать деятельность по определению сильных сторон
организации и областей, требующих первоочередного улучшения. Уровень Стремление
к совершенству ( Committed to Excellence ) разработан
для организаций, только начинающих путь совершенствования.
Претенденты этих уровней проходят те же этапы, что и участники ЕПК, с той
лишь разницей, что форма отчета несколько упрощена и обследование на месте
занимает меньше времени. Победители этих уровней также могут использовать свои
достижения в рекламных целях.
Из российских компаний сертификат Recognized for Excellence в
октябре 2001 года получило ОАО "Машиностроительный завод", г. Электросталь,
Московской области. Сертификат Committed to Excellence в мае 2003
года получил Концерн "Калина", г. Екатеринбург.
📌 Реклама
Отключить
Критерии оценки
Модель совершенствования EFQM ( Excellence Model ) объединяет девять
элементов (критериев), разбитых на две группы: "Возможности" и "Результаты".
Каждый критерий имеет бальную оценку, общая сумма баллов по всем критериям
составляет 1000 баллов. Вес каждого критерия устанавливается экспертами EFQM
и многочисленными пользователями модели. Он может меняться с учетом накапливаемого
опыта и переменами во внешней среде. Группы "Возможностей" и "Результатов" имеют
эквивалентные максимальные оценки – по 500 баллов, что показывает одинаковую
важность, как потенциала организации, так и того, насколько успешно этот потенциал
реализуется.
Группа "Возможности" включает в себя пять критериев:
1) Лидерство (100 баллов);
2) Политика и стратегия (80 баллов);
3) Люди (90 баллов);
📌 Реклама
Отключить
4) Партнерство и ресурсы (90 баллов);
5) Процессы организацией (140 баллов).
Группа "Результаты" объединяет четыре критерия:
6) Удовлетворение потребителей (200 баллов);
7) Удовлетворение работников (90 баллов);
8) Влияние на общество (60 баллов);
9) Ключевые результаты деятельности (150 баллов).
Критерии группы "Возможности" дают понимание, "как"достигаются
результаты. Группа "Результаты" определяет, "чего"достигла
организация.
Бенчмаркинг с ориентацией на Европу
Являясь, по сути, бизнес-моделью организации, модель EFQM помогает ее пользователям
говорить на одном языке, оценивать не только свою деятельность, но и сравнивать
свои результаты с эталоном, с показателями лидеров и конкурентов. Критерии
модели EFQM решают важную задачу определения объекта для проведения бенчмаркинга
на основе критериев европейской модели.
📌 Реклама
Отключить
Опыт ведущих компаний аккумулируется в базе данных лучшей практики EFQM (
best practice database ). Эта информация является основой бенчмаркинга между
организациями-членами Европейского фонда управления качеством и многочисленными
компаниями, применяющими модель EFQM для совершенствования бизнеса.
Подход EFQM к бенчмаркингу выражается в мероприятиях, проводимых Фондом и
предлагаемых им услугах. Например, дни актуальных вопросов или круглые столы,
группы эталонного сопоставления, посещение лучших компаний, база данных лучшей
бизнес-практики, семинары и т.п. Существует интернет-сервис Excellence One
( http://web-1.efqm.org/excellenceone)
— это обучающая интерактивная on-line система, объединяющая и систематизирующая
все лучшие инструменты и методы совершенствования на базе модели EFQM.
Вступление в Фонд, построение системы управления на основе критериев модели
совершенствования EFQM или достижение одного из Уровней Совершенства позволяет
компании:
📌 Реклама
Отключить
- использовать базу данных лучших бизнес-решений в сфере менеджмента, включающую
практический опыт более 700 ведущих предприятий различных отраслей; - проводить эталонное сопоставление с лучшими предприятиями Европы, получившими
Европейскую премию качества, включая on- line консультации специалистов этих
предприятий, обсуждение интересующих вопросов в интернет-конференциях, а
также ознакомление с лучшей практикой непосредственно на выбранном предприятии; - установить контакты с предприятиями своей отрасли – членами EFQM для обмена
опытом по совершенствованию; - пользоваться интерактивной системой совершенствования бизнеса Excellence
One; - получать консультации экспертов EFQM при реализации собственных проектов
совершенствования бизнеса; - участвовать в конкурсе на соискание Европейской премии качества и получить
сертификат по одному из трех Уровней Совершенства EFQM; - публиковать на интернет-сайте и в изданиях EFQM информацию о том, как компания
добивается совершенства; - получать обучающие материалы от своих личных консультантов EFQM, включая
материалы по самооценке организации и обучению экспертов Европейской премии
качества (ЕПК); - выступать в роли эксперта Европейской премии качества;
- свободно использовать членство в EFQM и логотип EFQM в рекламных и Р R
акциях и документах организации.
На сегодняшний день порядка десяти организаций из России так или иначе участвовали
или участвуют в работе EFQM . Среди них пивоваренная компания "Балтика",
концерн "Калина", Всероссийская организация качества. Однако процессы
интеграции России в европейское и мировое экономическое пространство и необходимость
внедрения современных методов управления на отечественных предприятиях должны
многократно увеличить представительство России в EFQM .