Европейский уровень качества

Дмитрий Маслов, к.э.н., коммерческий директор
"ИВА Консалтинг групп", член экспертной группы Европейского
фонда управления качеством по пересмотру модели EFQM -2006

Мировые премии в области качества давно вышли за рамки конкурсов.
Теперь они, прежде всего, модели совершенствования бизнеса на основе повсеместного
управления качеством –
Total Quality Management.
К таким моделям с полным основанием можно отнести Европейскую премию качества
(
European Quality Award).

Существует несколько основных премий качества мирового уровня. Так, японская
премия Деминга в Японии – это престижная награда за успешную разработку и применение
методов управления качеством в масштабах всей компании. Национальная премия
качества Малкольма Болдриджа в США – бизнес-модель, сформировавшая философию
современного мирового предпринимательства. Наряду с ними Европейская премия
качества – это образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под
эгидой Европейского фонда управления качеством.

📌 Реклама

Отключить

О премии

Европейская Премия Качества (ЕПК) – самая престижная европейская награда
за достижение совершенства в бизнесе. В 2004 году был проведен двенадцатый
по счету конкурс (премия вручается с 1992 года). Организации, участвующие в
конкурсе, ставят перед собой цель постоянно улучшать качество своей работы,
бизнес-процессов, системы управления.

Европейская премия качества находится на вершине пирамиды многочисленных
национальных и региональных премий европейских стран в области качества (например,
в России это Премии Правительства РФ в области качества). Соискатели ЕПК, как
правило, первоначально добиваются успеха в этих локальных конкурсах, а уже
затем включаются в борьбу за главную премию Европы в области качества.

Стоимость участия в конкурсе, включая затраты на прием экспертов для проведения
обследования на местах, варьируется от 3 тысяч евро для малых предприятий до
9-14 тысяч евро для некоммерческих организаций и крупного бизнеса.

📌 Реклама

Отключить

Три уровня качества

Организатором и учредителем премии является Европейский фонд управления качеством
( European Foundation for Quality Management , EFQM ) . Фонд представляет собой
партнерство более чем 750 различных европейских организаций, каждая из которых
стремится к повышению эффективности и достижению совершенства в бизнесе.

В конце 2001 года эксперты EFQM разработали систему признания достижений
организаций в области качества, не зависимо от их размера, оборота и сферы
деятельности – Уровни Совершенства ( Levels of Excellence ). Европейская
премия качества является высшей ступенью Уровней Совершенства EFQM .

Читайте также  Государство упростит штрафы… в свою пользу

Уровни Совершенства включают следующие ступени, начиная с наивысшей:

1) Европейская премия качества;

2)   Признание совершенства;

3) Стремление к совершенству.

Рассмотрим специфику каждого уровня подробнее.

📌 Реклама

Отключить

Высший уровень

Европейская премия качества – это соревнование
организаций, стремящихся быть эталоном совершенствования бизнеса в Европе (и
в мире).

Участие в конкурсе требует подготовки отчета установленной формы объемом
до 75 страниц. Его оценивает группа из 4-8 экспертов, в которую входят топ-менеджеры
различных отраслей бизнеса из разных стран Европы.

Соискатели, получившие высокие предварительные оценки, принимают экспертов
для обследования на местах. Визит занимает до 7 дней, в течение которых организация
обязана предоставить экспертам возможность увидеть все этапы бизнес-процесса.

По результатам обследования на местах эксперты выставляют итоговые оценки
конкурсантам и определяют финалистов, призеров и победителей премии. Каждый
участник конкурса получает заключение независимых экспертов, которое призвано
помочь конкурсантам в их стремлении к совершенству. В этом документе эксперты
указывают сильные и слабые стороны организации, направления, где необходимо
провести первоочередные улучшения и рекомендации по их проведению.

📌 Реклама

Отключить

Эксперты Премии – это практикующие менеджеры или ученые с богатым опытом
исследований и оценки в области качества. Поэтому их экспертное заключение
представляет для компаний-участников ценную консультацию. Многие участвуют
в конкурсе именно ради ее получения.

Организации, достигшие статуса финалиста, уже могут гордиться своим результатом,
так как они приобретают статус эталонных (бенчмаркинговых) компаний, что позволяет
им войти в ряд ведущих организаций Европы.

Победители ЕПК определяются ежегодно в каждой из организационных категорий,
причем может быть несколько победителей в одной категории. Они не имеют право
участвовать в конкурсе в течение следующих пяти лет.

Организации, получившие Европейскую премию качества, считаются эталонными
и получают всеобщее признание используемых подходов и достигнутых результатов.
Помимо того, они получают право использовать логотип победителя ЕПК на бланках,
визитках, в любых рекламных материалах и т.д. Всеми этими преимуществами компании
могут пользоваться бессрочно, однако с течением времени, естественно, происходит
моральное старение статуса победителя.

📌 Реклама

Отключить

Другие уровни

Признание совершенства ( Recognized for Excellence
) – это уровень для организаций, имеющих опыт самооценки на базе модели EFQM
. Участники учатся систематизировать деятельность по определению сильных сторон
организации и областей, требующих первоочередного улучшения. Уровень Стремление
к совершенству ( Committed to Excellence ) разработан
для организаций, только начинающих путь совершенствования.

Читайте также  Оптимизация НДС: авансы без налогов

Претенденты этих уровней проходят те же этапы, что и участники ЕПК, с той
лишь разницей, что форма отчета несколько упрощена и обследование на месте
занимает меньше времени. Победители этих уровней также могут использовать свои
достижения в рекламных целях.

Из российских компаний сертификат Recognized for Excellence в
октябре 2001 года получило ОАО "Машиностроительный завод", г. Электросталь,
Московской области. Сертификат Committed to Excellence в мае 2003
года получил Концерн "Калина", г. Екатеринбург.

📌 Реклама

Отключить

Критерии оценки

Модель совершенствования EFQM ( Excellence Model ) объединяет девять
элементов (критериев), разбитых на две группы: "Возможности" и "Результаты".
Каждый критерий имеет бальную оценку, общая сумма баллов по всем критериям
составляет 1000 баллов. Вес каждого критерия устанавливается экспертами EFQM
и многочисленными пользователями модели. Он может меняться с учетом накапливаемого
опыта и переменами во внешней среде. Группы "Возможностей" и "Результатов" имеют
эквивалентные максимальные оценки – по 500 баллов, что показывает одинаковую
важность, как потенциала организации, так и того, насколько успешно этот потенциал
реализуется.

Группа "Возможности" включает в себя пять критериев:

1) Лидерство (100 баллов);

2) Политика и стратегия (80 баллов);

3) Люди (90 баллов);

📌 Реклама

Отключить

4) Партнерство и ресурсы (90 баллов);

5) Процессы организацией (140 баллов).

Группа "Результаты" объединяет четыре критерия:

6) Удовлетворение потребителей (200 баллов);

7) Удовлетворение работников (90 баллов);

8) Влияние на общество (60 баллов);

9) Ключевые результаты деятельности (150 баллов).

Критерии группы "Возможности" дают понимание, "как"достигаются
результаты. Группа "Результаты" определяет, "чего"достигла
организация.

Бенчмаркинг с ориентацией на Европу

Являясь, по сути, бизнес-моделью организации, модель EFQM помогает ее пользователям
говорить на одном языке, оценивать не только свою деятельность, но и сравнивать
свои результаты с эталоном, с показателями лидеров и конкурентов. Критерии
модели EFQM решают важную задачу определения объекта для проведения бенчмаркинга
на основе критериев европейской модели.

📌 Реклама

Отключить

Опыт ведущих компаний аккумулируется в базе данных лучшей практики EFQM (
best practice database ). Эта информация является основой бенчмаркинга между
организациями-членами Европейского фонда управления качеством и многочисленными
компаниями, применяющими модель EFQM для совершенствования бизнеса.

Читайте также  Земельный и водный налоги не совместимы

Подход EFQM к бенчмаркингу выражается в мероприятиях, проводимых Фондом и
предлагаемых им услугах. Например, дни актуальных вопросов или круглые столы,
группы эталонного сопоставления, посещение лучших компаний, база данных лучшей
бизнес-практики, семинары и т.п. Существует интернет-сервис Excellence One
( http://web-1.efqm.org/excellenceone)
— это обучающая интерактивная on-line система, объединяющая и систематизирующая
все лучшие инструменты и методы совершенствования на базе модели EFQM.

Вступление в Фонд, построение системы управления на основе критериев модели
совершенствования EFQM или достижение одного из Уровней Совершенства позволяет
компании:

📌 Реклама

Отключить

  • использовать базу данных лучших бизнес-решений в сфере менеджмента, включающую
    практический опыт более 700 ведущих предприятий различных отраслей;
  • проводить эталонное сопоставление с лучшими предприятиями Европы, получившими
    Европейскую премию качества, включая on- line консультации специалистов этих
    предприятий, обсуждение интересующих вопросов в интернет-конференциях, а
    также ознакомление с лучшей практикой непосредственно на выбранном предприятии;
  • установить контакты с предприятиями своей отрасли – членами EFQM для обмена
    опытом по совершенствованию;
  • пользоваться интерактивной системой совершенствования бизнеса Excellence
    One;
  • получать консультации экспертов EFQM при реализации собственных проектов
    совершенствования бизнеса;
  • участвовать в конкурсе на соискание Европейской премии качества и получить
    сертификат по одному из трех Уровней Совершенства EFQM;
  • публиковать на интернет-сайте и в изданиях EFQM информацию о том, как компания
    добивается совершенства;
  • получать обучающие материалы от своих личных консультантов EFQM, включая
    материалы по самооценке организации и обучению экспертов Европейской премии
    качества (ЕПК);
  • выступать в роли эксперта Европейской премии качества;
  • свободно использовать членство в EFQM и логотип EFQM в рекламных и Р R
    акциях и документах организации.

На сегодняшний день порядка десяти организаций из России так или иначе участвовали
или участвуют в работе EFQM . Среди них пивоваренная компания "Балтика",
концерн "Калина", Всероссийская организация качества. Однако процессы
интеграции России в европейское и мировое экономическое пространство и необходимость
внедрения современных методов управления на отечественных предприятиях должны
многократно увеличить представительство России в EFQM .

WildWeb

Top.Mail.Ru