Юлия Перебейнос, эксперт «Консультанта»
Скоро в России появятся особые экономические зоны (ОЭЗ). Опыт их создания
в нашей стране уже был. И недавно законодатели снова обратились к идее выделения
«привилегированных» территорий.
Законопроектам, направленным на создание в России особых экономических зон,
была посвящена пресс-конференция Валерия Драганова, председателя комитета Государственной
Думы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму. Это мероприятие
состоялось во второй половине июня.
Точечные меры оживления экономики
Первоочередная цель особых экономических зон – создать благоприятный инвестиционный
и предпринимательский климат, стать точками экономического роста. В последние
годы государство многое предложило бизнесу, и иностранным инвесторам в том
числе. Г-н Драганов упомянул снижение налогового бремени, административную
и муниципальную реформы. По его словам, данные инициативы начали приносить
свои плоды. Но сейчас требуются уже более конкретные меры, имеющие адресную
направленность.
📌 Реклама
Отключить
Второй аргумент в пользу создания ОЭЗ – ожидается, что они станут инструментом
развития депрессивных регионов и позволят диверсифицировать отечественную экономику
за счет стимулирования высокотехнологичных отраслей. То есть будет делаться
все возможное, чтобы на территории ОЭЗ создавались не только «легкие»» производства,
которые в любой момент могут быть свернуты, а наукоемкие. Хотя в отношении
развития депрессивных территорий, по словам Валерия Драганова, однозначный
прогноз пока сделать нельзя. Ведь наверняка ОЭЗ будут лучше развиваться в наиболее
благополучных регионах.
Поощрение инноваций, коммерциализация научно-технических разработок — самое
важное ожидание, которое связывается с данным проектом. Это очень болезненная
проблема, по мнению г-на Драганова. На его взгляд, в отношении наших научных
достижений «есть некое обольщение». Они, даже если и есть, то наверняка либо
морально устарели, либо нуждаются в серьезном развитии.
📌 Реклама
Отключить
Суть инициативы
Затем г-н Драганов вкратце рассказал о том, что предполагается сделать. Особые
экономические зоны будут двух типов: технико-внедренческие (технопарки) и промышленно-производственные.
Первые из них будут занимать площадь не более двух гектаров, вторые – не более
десяти. И те, и другие могут быть созданы на срок, не превышающий 20 лет.
Законопроект «Об особых экономических зонах» вводит новое понятие – резидент
ОЭЗ. Им может стать компания или предприниматель, зарегистрированные на территории
муниципального образования, в границах которого расположена данная зона. Статус
резидента дает определенные преимущества, но параллельно накладывает и ряд
ограничений. В частности, он не имеет право создавать филиал или представительство
вне своей ОЭЗ. А работать в зонах могут не только ее резиденты, но и нерезиденты.
Правда, законопроект «Об особых экономических зонах» запрещает ведение на их
территории некоторых видов деятельности. Например, добычу и переработку полезных
ископаемых или производство подакцизных товаров. Кроме того, чтобы стать резидентом
промышленно-производственной зоны, необходимо будет сделать капитальные вложения
на сумму не менее 10 миллионов евро. Выдвигая такое условие, государство хочет
обезопасить себя от недобросовестных компаний, желает убедиться в «серьезности
намерений» потенциальных инвесторов. Но, с другой стороны, ОЭЗ, как правило,
создаются для взращивания фирм, работающих в малом бизнесе. Понятно, что такие
организации не могут себе позволить столь значительных инвестиций.
📌 Реклама
Отключить
Налоговый и таможенный режимы
В промышленно-производственных зонах ставка делается на минимизацию издержек
по налогу на прибыль. В частности, резидентам этих зон разрешат применять по
основным средствам ускоренную амортизацию с коэффициентом два. Также планируется
снять ограничение по переносу убытков на будущие налоговые периоды. Помимо
этого, будет установлен ускоренный порядок признания расходов на НИОКР.
В технико-внедренческих зонах резиденты смогут применять пониженную ставку
единого социального налога. Она составит 14 процентов и останется регрессивной.
Кроме перечисленного, резидентов обоих типов ОЭЗ освободят от налога на имущество
организаций и земельного налога на пять лет с момента регистрации в качестве
резидента.
ОЭС будут являться свободными таможенными зонами. Фактически таможенное законодательство
не будет распространяться на ввезенные на территорию зоны товары до тех пор,
пока они эту зону не покинут.
📌 Реклама
Отключить
Иностранные товары будут поставляться в ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и
НДС. А ввоз российских товаров будет осуществляться в режиме экспорта с уплатой
акциза, но без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Ввозные же таможенные пошлины, НДС и акцизы уплатить придется только в одном
случае: при перемещении любых товаров — иностранных или российских – за черту
ОЭЗ на остальную территорию России. То есть порядок точно такой же, как если
бы эти товары поступали бы на таможенную территорию Российской Федерации из-за
границы.
Естественно, при вывозе любых товаров за пределы таможенной территории России
вывозные таможенные пошлины нужно будет уплатить в обычном порядке.
Выигрыш для резидента
В ходе пресс-конференции г-н Драганов озвучил цифры, которые показывают преимущества
получения статуса резидента ОЭЗ. Снижение издержек у обладающих им компаний
и предпринимателей, произойдет за счет:
📌 Реклама
Отключить
— уменьшения административных барьеров;
— наличия развитой инфраструктуры в зоне;
— концентрации производства;
— налоговых льгот и упрощения таможенного режима.
Расходы на преодоление административных барьеров у компаний, которые будут
работать в промышленных зонах, снизятся на пять-семь процентов. Для технико-внедренческих
зон этот показатель составит три-пять процентов. Предвосхищая вопрос журналистов
о том, как рассчитывались расходы на административные преграды, г-н Драганов
пояснил, что взятки «тоже держались в уме».
За счет хорошей инфраструктуры издержки резидентов снизятся на 10-12 процентов,
за счет концентрации производства – на пять-семь. Налоговые послабления принесут
компаниям экономию в размере всего лишь около трех-пяти процентов по промышленным
зонам, и пяти-семи — по технико-внедренческим. Как резюмировал г-н Драганов:
«Итого в совокупности мы прогнозируем снижение у резидентов издержек примерно
на 29-30 процентов. Согласитесь, это немало. Я думаю, что если зоны заработают,
мы сможем потом смело планировать для них и более льготные условия. Хотя, может
быть, и не нужно будет этого делать. Время покажет».
📌 Реклама
Отключить
Перспективы Калининграда
Коснувшись вопроса о Калининграде, г-н Драганов отметил, что его месторасположение
должно рассматриваться не как недостаток, а как преимущество геополитического
положения. Российский анклав имеет все возможности для развития активного сотрудничества
с ЕЭС. Как сказал Валерий Драганов: «Мы очень постараемся, чтобы продукт, произведенный
в Калининградской области, признавался европейским. Не может Калининградская
область, находясь в составе России и в то же время в Европе, не сыграть эту
роль, я бы даже сказал, не выполнить эту миссию». В Калининграде необходимо
создавать все условия для производства продукции, предназначенной на экспорт.
В противном случае регион «обречен на бесконечные дотации». Заметим, что пока
в Калининградской области еще на 10 лет продлится действие старого закона об
особой экономической зоне для ныне работающих юридических лиц.
📌 Реклама
Отключить
Закон об ОЭЗ не выдерживает никакой критики
Юрий Авдеев, директор аудиторской фирмы «Авдеев и К»
(г. Калининград):
«Я положительно оценивают саму идею создания в России особых экономических
зон. Но вот практическое ее воплощение я бы назвал неудовлетворительным. Для
таких регионов, как Калининградская область ОЭЗ не роскошь. Это средство решения
объективных экономических проблем, связанных с оторванностью региона от основной
территории России. В Калининградской области ОЭЗ существует уже многие годы,
что позволяет местным производителям хотя бы на равных конкурировать с российскими
предприятиями. В настоящее время в Госдуму внесен проект нового закона об ОЭЗ
в Калининградской области, который, к сожалению, не выдерживает никакой критики.
Если говорить о налоговых льготах, то они не являются самоцелью создания ОЭЗ.
Ведь сделав их слишком большими, мы получим оффшор, а не ОЭЗ.
📌 Реклама
Отключить
Вообще очень важен целостный продуманный подход, при котором ОЭЗ будут направлены
на решение проблем региона, улучшение перспектив его социально-экономического
развития. Но все будет зависеть от того, в какую форму облекут законодатели
это благое намерение».