Хотите работать? Будьте здоровы!

Управляя человеческими ресурсами, руководитель любого подразделения должен понимать, что эффективность работы персонала зависит не только от правильно выстроенной системы мотивации, но и от физических возможностей сотрудника. Проще говоря, от состояния его здоровья. Согласно разным данным, уровень временной нетрудоспособности среди сотрудников составляет от 600 до 1100 дней на 100 работающих в год. Путем нехитрых вычислений можно понять, какую сумму прибыли теряет компания в результате. Как же правильно управлять здоровьем подчиненных, чтобы не слышать каждый день ставшую уже привычной фразу: «А он болеет, его сегодня на работе не будет!»?

Сирма Готовац

Рисками, связанными со здоровьем сотрудников предприятия, можно управлять с помощью технологии Health management, широко распространенной на Западе и становящейся все более актуальной в России. Данный метод включает всестороннее исследование медицинских рисков, цель которого состоит в выявлении и ранжировании по значимости факторов, негативно сказывающихся на здоровье сотрудников. Изучается статистика по наиболее частым заболеваниям, устанавливаются их причины и последствия, проводится стресс-аудит. Далее по результатам исследования составляется план мероприятий, которые необходимо провести, чтобы снизить заболеваемость, — это не только регулярные медосмотры и вакцинация, но и корпоративный фитнес, санитарно-просветительская работа, консультации и тренинги по профилактике заболеваний и отказу от вредных привычек.

📌 Реклама

Отключить

Кроме того, создаются индивидуальные карточки застрахованных и вырабатываются комплексы мер и рекомендаций по питанию и физическим нагрузкам для каждого сотрудника, а также по улучшению эргономики и экологии офиса.

Четыре греха

В целом все факторы, которые повышают вероятность развития заболеваний, подразделяются на четыре основные группы:

  • образ жизни человека: наличие нефизиологических вредных привычек (курение, употребление алкоголя), несбалансированное питание, стресс, гиподинамия. Эта группа факторов оказывает самое значительное влияние на возникновение заболеваний, в среднем — до 55 процентов;
  • факторы внешней среды: загрязнение воздуха, воды, почвы, вредные условия труда (шум, вибрация, скученность, плохая вентиляция, нерациональный режим работы и др.), различные виды излучений (радиационное, электромагнитное и др.), нарушенный микроклимат. Каждый из этих факторов оказывает значительное влияние на состояние здоровья сотрудников и их работоспособность. Как правило, именно рабочие и офисные помещения бывают более неблагополучными в плане экологии, чем жилые. Это связано с тем, что они располагаются в центре города, в промышленных кварталах, на территориях бывших заводов. Концентрация в воздухе вредных веществ возрастает в разы, а общий объем воздуха оказывается намного ниже нормы, желательной для нормальной жизнедеятельности человека. Уход за офисным помещением, как правило, осуществляется менее добросовестно, чем дома. Часто при уборке применяются сильные химические реагенты — средства для чистки ковров, полировки мебели и др., которые затем попадают в воздух. Для отделки и меблировки офисных помещений используются более дешевые синтетические материалы, которые становятся источником выделения вредных веществ. Наконец, существенной проблемой на рабочих местах является электромагнитное поле — появляется «дрожание монитора», и в результате работа на компьютерах становится невозможной. Неправильно организованное рабочее место, силовые кабели, проходящие по стенам зданий, офисная техника повышают электромагнитный фон, что в итоге приводит к значительному снижению работоспособности. Неблагоприятная офисная среда может вызывать чувство дискомфорта, головные боли, повышение артериального давления, аллергию, обострение хронических и появление новых заболеваний, что не может не сказаться на эффективности работы сотрудников. Вклад этой группы факторов в развитие заболеваний составляет до 25 процентов;
  • генетическая предрасположенность людей к возникновению того или иного заболевания. Многие считают, что на данный фактор риска повлиять нельзя. Однако это не так. Всегда существует возможность подобрать «проблемному» сотруднику соответствующие профилактические мероприятия и условия работы, которые позволят ему максимально длительное время оставаться здоровым. Данная группа факторов риска влияет на возникновение заболеваний в 15–20 процентах случаев;
  • низкое качество оказываемой медицинской помощи. Доля влияния этого показателя — лишь 10 процентов.
Читайте также  Способы легализации самовольной постройки

Итак, до 80 процентов всех причин развития заболеваний относится к изменяемым факторам. Следовательно, есть реальная возможность снизить процент заболеваемости на предприятии. Как показывает практика, эффективная программа Health management позволяет решить большую часть задач по управлению медицинскими рисками.

📌 Реклама

Отключить

Подводим итоги!

Управление здоровьем позволяет:

  • снизить заболеваемость в коллективе на 40–50 процентов;
  • повысить выявление хронических заболеваний на 10–15 процентов;
  • сократить количество дней временной нетрудоспособности на 20 процентов и средний срок больничных — на 30 процентов.

Личного врача вызывали?

Health management всегда подразумевает индивидуальный подход к медицинским рискам: сбор информации по каждому застрахованному предприятию, анализ полученных данных и разработку индивидуальной программы профилактических мероприятий. Решить эту задачу невозможно без системы офисных медицинских сотрудников. К каждой компании-клиенту прикрепляется «Личный врач», который оказывает как лечебно-диагностическую, так и профилактическую помощь сотрудникам. Специалисты оснащены всем необходимым оборудованием, а это позволяет решать большинство проблем (до 80%) без привлечения дополнительных консультантов и излишних методов обследования сотрудников, что в значительной степени экономит время застрахованного на получение медицинской помощи.

📌 Реклама

Отключить

Однако основной задачей личного врача в организации все же является работа, направленная на предотвращение заболеваний. Она состоит из нескольких этапов:

  • сбора информации;
  • анализа полученных данных;
  • планирования;
  • реализации.

Сначала анализируется половой и возрастной состав сотрудников компании, условия труда, характер питания и другие факторы. На основании результатов анализа личный врач уже может прогнозировать те или иные проблемы в коллективе. Проводятся профилактические скрининговые осмотры сотрудников для выявления хронических заболеваний с обязательным заполнением специальной анкеты, в которой отражаются имеющиеся заболевания, факторы риска и другие показатели, которые могут повлиять на здоровье в дальнейшем. По необходимости исследуется стрессоустойчивость сотрудников, проводится экологический мониторинг офисных помещений, аттестация рабочих мест. Обычно этот этап длится от двух до пяти месяцев — в зависимости от размера компании.

Читайте также  Вред репутации прибыль не уменьшает

📌 Реклама

Отключить

Затем полученные данные подвергаются тщательному анализу, формируется так называемый «Паспорт здоровья компании», в котором отражается вся информация по состоянию здоровья сотрудников. Руководству организации даются рекомендации по улучшению ситуации и решению выявленных проблем.

Совместно с отделом персонала компании составляется план санитарно-просветительских лекций, и, наконец, в организации проводятся запланированные мероприятия.

В зависимости от выявленных при диагностике проблем используются различные способы их преодоления: диспансерное наблюдение лиц с хронической патологией, вакцинация, санитарно-просветительская работа (чтение лекций по выявленным факторам риска, рассылка информационных бюллетеней, проведение очных консультаций, посвященных здоровому образу жизни, тренинги и т. д.). Для профилактики стресса сотрудникам предоставляется доступ к телефонной линии психологической помощи.

📌 Реклама

Отключить

Грамотно управляя здоровьем, работодатели постепенно начинают отмечать рост работоспособности и эффективности деятельности своих сотрудников, повышение лояльности со стороны персонала.

Бросай курить — вставай на лыжи

«Программа управления здоровьем на нашем предприятии представлена, условно, тремя блоками. Первый — это популяризация спорта среди сотрудников, причем его нетравмоопасных видов: плавания, аэробики, бадминтона, тенниса и т. п. Компания дотирует членство в фитнес- и спорт-клубах для работников и членов их семей (по нескольким программам).

Второй блок — профилактика профессиональных и сезонных инфекционных заболеваний. Был момент, когда сотрудники стали жаловаться на головные боли, снижение остроты зрения. Сначала возникла мысль, что причина данной проблемы кроется в неправильно настроенных мониторах персональных компьютеров, однако потом выяснилось, что все дело в освещении. Руководство компании согласилось на дополнительные затраты, и проблема была решена. Также была смонтирована вентиляционная система, автоматически поддерживающая комфортную температуру и влажность в помещении, соответственно, теперь не требуется проветривание, а значит — нет сквозняков. Сегодня внедряется система мониторинга состояния здоровья сотрудников и запускается медицинская программа “Доктор на производстве”.

Читайте также  Финансисты о налогах: что нового в 2007 году?

Третий блок — борьба с курением. Так, всем некурящим сотрудникам стали доплачивать 10 процентов от их годовой зарплаты. Кроме того, место для курения находится далеко от офиса, к нему нужно идти. А у нас введена электронная система учета рабочего времени, соответственно, курильщику приходится выбирать: вредная привычка и неизбежные потери или бонусы. Эти меры начали внедряться в июне 2006 года, но уже к настоящему моменту почти половина курильщиков отказались от своей привычки. Как следствие, сотрудники стали меньше болеть, пребывание на больничных листах сократилось в среднем на три-четыре дня. Видна реальная польза».

Алена Ильич, руководитель департамента по работе с персоналом компании «Фаюр Союз Трейдинг»

Автор — заместитель генерального директора ООО «Группа Ренессанс Страхование»

WildWeb

Top.Mail.Ru